Не исключено, что в Хакасии (как и по всей России) начнут рассчитывать тарифы на вывоз ТКО по доходам населения. Это может стать продолжением нашумевшей мусорной реформы, в сражениях вокруг которой уже сломано немало копий в разных регионах, включая нашу республику.
На постоянном контроле эту тему держит и глава Хакасии Валентин Коновалов, выступая по этому поводу, в том числе, на медийных площадках.
В распоряжении сайта РТС оказался текст законопроекта, внесенный в Госдуму и предлагающий установить обязательное определение нормативов накопления твердых коммунальных отходов для различных категорий населения, производя расчет в зависимости от объема потребительской корзины и величины прожиточного минимума, установленного в каждом регионе.
Как напоминает автор законодательной инициативы депутат Сергей Иванов, сегодня по закону "Об отходах производства и потребления" нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) устанавливаются региональными органами власти. Но не предусмотрена градация по категориям населения. В результате многие люди вынуждены платить за объем мусора, который их ежемесячные доходы не позволяют производить.
***
А вот, собственно, и сам законопроект:
"ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 24.10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
Внести в статью 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (Собрание законодательства Российской Федерации 1998, № 26, ст. 3009) следующие изменения:
1) пункт 2 дополнить словами «в зависимости от величины прожиточного минимума установленного законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.»;
2) в пункте 3 слова «могут устанавливаться» заменить словами «устанавливаются»;
3) пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания: «Для основных социально-демографических групп населения, являющихся потребителями услуги по обращению с отходами, порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации в зависимости от объема потребительской корзины.».
Пояснительная записка к проекту Федерального закона ( О внесении изменений в статью 24.10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
С 2019 году в России проводится «мусорная реформа». Законодательной базой для этого «эксперимента» является Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которым нормативы накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) могут устанавливаться дифференцировано в отношении различных территорий субъектов и различных категорий населения. Порядок определения нормативов накопления ТКО устанавливается Правительством Российской Федерации и утверждаются органами исполнительной власти субъектов России.
В результате такой формулировки в законе исполнительная власть пошла по пути установления одинакового норматива накопления ТКО для всех категорий населения, а методика определения нормативов накопления ТКО утвержденная Правительством РФ ориентирована на заявленные затраты региональных операторов по обращению с ТКО. Подобная практика привела к установлению платы за вывоз ТКО в разы превышающую прежнюю.
Между тем, по заявлению Д.А.Медведева в России более 19 миллионов человек (13%) имеют доход ниже прожиточного уровня, а недавний опрос Левада-центра выявил, что у 40% россиян сейчас на питание уходит примерно половина доходов их семьи, 21% тратят примерно две трети от зарплаты.
По результатам проведенных в Ростовской области замеров отходов производимых от продуктов и вещей входящих в состав продовольственной корзины установлено, что на эту сумму можно произвести 208 грамм отходов в день, из которых 142 грамма приходится на пищевые отходы, а 66 грамм на непищевые. Величина прожиточного минимума в Ростовской области за I квартал 2019 года в расчете на душу населения - 10 286 рублей.
В то же время, в Ростове-на-Дону решением исполнительной власти установлен норматив 1,41 кг в день на человека для многоквартирных домов и 1,62 кг для частных домовладений. Таким образом, для граждан, живущих на прожиточный минимум, превышение составляет от 6,7 до 7,7 раз. При этом не берется в расчет, что в частных домах с приусадебными участками пищевые отходы, как правило, компостируются.
Чтобы произвести 1,62 кг отходов среднестатистический ростовчанин должен зарабатывать 70 000-80 000 рублей. Вместе с тем, средняя заработная плата в Ростовской области составляет 28 000 руб.
Данным законопроектом предлагается установить обязательное определение нормативов накопления ТКО для различных категорий населения, производя расчет в зависимости от объема потребительской корзины и величины прожиточного минимума установленного в каждом субъекте России.
Принятие данного законопроекта повлечет необходимость пересмотра порядка определения нормативов накопления ТКО Правительством Российской Федерации и установит обязательность утверждения нормативов органами исполнительной власти субъектов России с учетом реальных доходов населения.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статью 24.10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статью 24.10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления или дополнения актов федерального законодательства.
Вместе с тем потребуется внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акта Правительства Российской Федерации, регламентирующие порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона О внесении изменений в статью 24.10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 24.10 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства".