Заместитель председателя Госкомитета цифрового развития и связи Хакасии Евгений Мамаев, также активно занимающийся общественной деятельностью, опубликовал в своих соцсетях новый пост с оценкой деятельности депутата Госдумы Сергея Сокола.
"На прошлой неделе начал тему итогов первых 100 дней депутатства Сергея Сокола. Тема вызвала интерес. Так как была затронута лишь часть вопроса, можно продолжить. В первой части выяснилось, что оценки нашего действующего депутата конкретно за активность (работу) в Госдуме стабильно около нуля. Система поиска Госдумы законопроектов по фамилии выдает по Соколу пустой результат. Т.е. ни по одному важному для Хакасии вопросу им не подготовлено ни одного законопроекта. В прошлом созыве находится единственный документ с 17 авторами – в среднем по 13 слов на каждого. Таков результат законотворческой деятельности за 2 года.
До Хакасии Сергей Михайлович поработал на высоких должностях в Красноярском крае и Иркутской области. Население каждого из регионов около 2.3-2.8 млн человек. Но найти конкретных положительных результатов его работы не удалось. Теперь вот осваивает третий регион, Хакасию, с населением 550 тыс человек, в 4-5 раз меньше предыдущих. Выглядит так, что отправили в ссылку за неудовлетворительные результаты, дали последний шанс.
Также в предыдущей части проанализировал предновогоднее интервью на ТВ в части работы с обращениями граждан. Практически ни на один вопрос ответа по существу не последовало. Ни разу Сергей Сокол не назвал адрес своей приемной, часы работы, телефоны, фамилии помощников. Хотя по закону работа с обращениями граждан является его обязанностью. Работу на этом направлении также можно признать проваленной. Не видно результатов его работы и по пополнению бюджета Хакасии. Хотя разговоров было много.
Но в первой части мы ограничились анализом того, что Сергей Михайлович должен делать по закону, в рамках своих обязанностей – по работе с обращениями граждан и в части законодательной деятельности. На этот раз посмотрим, что же сам Сокол пишет про свою деятельность в соцсетях, в частности в Facebook. С момента выборов насчитал 76 постов. Если разбить их на категории, то в безусловных лидерах две номинации – информирование (25 постов) и поздравления (23 поста). В первых нам в основном сообщается о происходящих событиях. Не о сделанном им самим, а просто о работе Госдумы, принимаемых законах, новостях.
На третьем месте – 11 постов о встречах с чиновниками, в основном местными. Это не рассказ о решенных вопросах, а просто очередное информирование. Также 9 постов про участие в каких-то мероприятиях, совещаниях или заседаниях. Но опять без определенного результата. Наконец, на 4 месте – посты о сделанных делах! Таких набралось целых три штуки! Это передача медоборудования больнице, доставка продуктов жителям Таштыпа и участие в работе волонтёрского центра. Вот и всё про конкретные дела с результатом! Три дела. По одному в месяц. Было еще 2 поста о встречах с общественниками, два об отдыхе и один про встречи с гражданами.
Отмечу, что весьма странно выглядит ситуация, когда депутат Госдумы дарит медоборудование больнице, которое она не имеет возможности приобрести из-за недостаточного финансирования, объем которого в том числе определяет этот депутат.
При анализе соцсетей Сергея Сокола отметил одну характерную черту – в его заявлениях сложно найти что-то содержательное с точки зрения действия. Обычно это пустые риторические фразы вроде «необходимо пересмотреть подход к софинансированию важных социальных проектов в столице», «жильцы должны получить качественную дорогу», «необходимо качественно и ответственно отработать по всем точкам роста», «нужно разработать дорожную карту по реализации данного закона, определить механизмы финансирования полномочий в сфере ЖКХ, провести всю необходимую подготовительную работу» и т.д. Т.е. он не берет на себя никаких обязательств что-то сделать, не говорит – «я сделаю». А просто высказывается в воздух, что кто-то что-то должен сделать. С таким же успехом он мог бы заявлять, что все должны быть здоровы и богаты. И при этом ничего не делать. Весьма удобно.
Анализ медиа-пространства наталкивает на мысль, что Сокол часто пытается прислониться к чужим делам или авторитету. Из последнего – поездка на строительство школы в Абакане, анонс проекта СГК по благоустройству Черногорска, строительство детского сада в Новокурске. Какое отношение эти дела имеют к работе Сокола как представителя законодательной власти? Они успешно будут выполнены и без него. Но отметившись на этих объектах, он тоже как-бы стал причастным к этим проектам, их результату. Такой же подход можно проследить и в истории с мостом в Абазе, которым чиновники Хакасии активно занимаются не первый год.
В предновогоднем интервью у Алексея Кириченко депутат Сокол подает ситуацию с этим мостом так, словно он лично добился решения о его передаче в федеральную собственность. Вот что он говорит в интервью: «в апреле (2021 года) мы тут же встретились с и.о. главы Тывы Ховалыгом на питерском форуме, мы поговорили с Минтрансом, мы пообщались с курирующим вице-премьером Хуснуллиным о том, чтобы эту дорогу и мост передать в федеральную собственность…..и мы договорились прямо там, сразу же, что да – в 2025 году». Звучит весьма убедительно, весомо. Вроде как большое дело человек сделал – договорился, что мост передадут в федеральную собственность, решил проблему абазинцев.
И был бы молодцом, если бы не один нюанс – о передаче моста федералам договорились задолго до его появления в Хакасии. Эту работу совместно с тувинскими коллегами провели чиновники Хакасии в 2019-2020 годах. Результатом стало включение вопроса о передаче моста в федеральную собственность в «Индивидуальную программу социально-экономического развития Республики Тыва на 2020-2024 годы», утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 10 апреля 2020 года N 972-р. Указанный в принятой программе срок подготовки документов о передаче моста – 2024 год. Этим официальным документом доказывается, что самая сложная часть работы – принципиальное обоснование необходимости передачи моста федералам и принятие решения об этом, была закончена как минимум за год до появления Сокола в Хакасии на праймериз. И хотя это само по себе огромное достижение, все же работа по мосту продолжалась, направлялись письма, велись переговоры. Очевидно, что раз уж принципиальное решение о передаче моста принято, то сдвинуть немного сроки уже дело малое. В итоге указанная программа была скорректирована – срок подготовки документов по мосту был перенесен на 2022 год.
Есть в интервью и другое заявление Сокола: «я вижу, что правительство проявляет мало активности, а я пришел к заместителю министра строительства и на первой же встрече мы решили вопрос с тем, что в конце весны будут выделены 300 млн руб на инфраструктурный проект". Речь идет о проекте продления в мкрн Арбан дороги по улице Кирова от улицы Некрасова до Итыгина. Вроде бы тут вот Сокол молодец. Но так ли это? По имеющейся информации, еще год назад, в январе 2021 года чиновники Хакасии начали добиваться выделения денег на указанный проект. Работа шла в течение всего прошлого года. И она не пропала даром – удалось достичь принципиальной договоренности о решении вопроса.
Какова же роль Сокола в этой истории и предыдущей? Тут видится три варианта. Первый – Сокол действительно что-то решил. Хотелось бы в это верить, но эта версия выглядит неубедительно. Второй вариант – складывается впечатление, что Сокол доблестно «решает» вопросы, которые на самом деле были решены до него. Тут вспоминается история о том, как жрецы майя вызывали затмение солнца. Умея предсказывать его наступление и пользуясь невежеством народа, жрецы устраивали представление – обвиняя людей в неповиновении и грехах, отбирали у них в наказание солнце. И лишь после мольбы о пощаде возвращали его обратно. В наше время такие фокусы не проходят. Но полно случаев, когда доступ к закрытой информации о планах государства что-то сделать позволяет ловкачам активно взяться за решение соответствующего вопроса и якобы добиться результата. На самом же деле решение по вопросу уже было принято и без их участия.
Наиболее вероятным видится третий вариант – вполне возможно, что Сокол просто не компетентен в республиканских делах и искренне считает, что он что-то решает и делает. Хотя фактически вопрос был решен до него.
Резюме: анализ соцсетей Сокола показывает, что он особенно силен в поздравлениях и в информировании о различных новостях. Активно проводит встречи с чиновниками, большей частью местными, но без какого-либо конкретного результата. Если говорить об ощутимых результатах для избирателей, то удалось найти лишь три дела, уровень которых больше соответствует местным депутатам, волонтерам. Много заявлений в воздух «за все хорошее, против всего плохого» – без обязательств со своей стороны что-то сделать. Истории с мостом в Абазе и дорогой в Арбане приводят к выводу, что Сокол не компетентен в региональных вопросах, не обладает актуальной информацией о положении дел. В целом складывается впечатление, Сокол не погружается в важные для Хакасии вопросы, решение которых лежит в плоскости законодательной власти.
Вместо этого он активно заявляется на поле исполнительной власти. Пока без особого результата. Остается только надеяться, что мы все же увидим результат работы Сокола именно на законодательном направлении, как и положено в соответствии с конституционным принципом разделения властей. В первую очередь в части увеличения объема федеральной поддержки бюджета региона. В этой части возможности Хакасии сильно ограничены – депутат Госдумы от Хакасии всего один, тогда как на ниве исполнительной власти на муниципальном и региональном уровне и без Сокола работает более тысячи человек".