В краеведческом музее Хакасии подвели итоги археологического сезона. Экспедиция вела спасательные и поисковые работы в Бейском районе возле села Аршаново.
На распаханных полвека назад полях были обнаружены два крупных могильника тагарской культуры. Таких в Хакасии не раскапывали последние лет сорок.
Директор Хакасского национального краеведческого музея Андрей Готлиб:
- Специфика этой кайбальской степи в том, что, как правило, курганы скифского времени не имеют ярко выраженных визуальных признаков в отличие от Аскизского, Ширинского, Орджорникидзенского районов. Этот год еще раз показал, что следов визуальных на поверхности средневековый могильник не имел. Там были только определенные признаки, но никто не знал, что там будет 174 могилы. Они были скрыты под землей.
Работа велась методом сплошного раскопа. Несмотря на то, что захоронения были разграблены еще в средние века, археологи извлекли из земли и описали 503 предмета. Это изделия из кости, камня, керамики, железа и бронзы. Некоторые довольно редкие, некоторые - давно знакомые артефакты. Например, большое количество украшений в так называемом "скифо-сибирском зверином стиле".
Руководитель археологической экспедиции Хакасского краеведческого музея Эдуард Киргинеков:
- Знаменитые оленные бляхи (это нашивалось) - обозначение социального статуса человека, которые персонифицируют его социальное положение не в том смысле, что олень... а олень, как благородное животное. И если козел - то горный козел, который на вершине мира стоит. В этом контексте.
Помимо захоронений тагарской культуры, на этой же территории были найдены могилы людей с иным вероисповеданием из других этнических групп. Это четко прослеживается по типу погребальных обрядов. Так, народы, приходившие сюда с запада, не сжигали умерших, как тагарцы, а закапывали тела в землю. Человеческие останки вместе с лошадьми указывают на их принадлежность к монголам. Предметы быта одной эпохи в разных склепах говорят, что это кладбище было общим для всех.
Эдуард Киргинеков:
- Здесь явная такая ситуация, когда в одном месте в VIII-IX веках люди хоронят по разным обрядам - значит, думают, что люди попадают в загробный мир по-разному. Но при этом они пытаются сделать это в одном месте близко друг к другу. То есть, народы разные, а кладбище одно. И жизнью живут разной, но нет по этому поводу проблем.
Такое мирное соседство, предполагают ученые, свидетельствует только об одном: социальные, экономические и культурные связи у проживающих здесь древних народов были настолько развиты, что были сильнее веры и традиций. Это еще раз подтверждает теорию о том, что в Минусинской котловине и в среднем течении Енисея во все времена интернационал предков существовал задолго до марксизма-ленинизма.
Корреспондент РТС Иван Соловьев