Прогнившие полы и стены, провисающие потолки. В таких непростых условиях вынуждены ютиться сотни сельчан со станции Бискамжа. Есть ли у них надежда на переселение, узнал Аскар Артамонов.
Бискамжа расположена посреди суровой тайги. Места здесь невероятно красивые, очень легко дышится. Но жить в поселке довольно-таки непросто, потому что первый снег вполне может выпадать уже в конце сентября, и особенно непросто приходится тем, кто вынужден жить в старых ветхих домах 50-го года постройки.
Корреспондент РТС Аскар Артамонов:
- Даже невооруженным глазом можно заметить, что весь фасад обваливается и дом постепенно проваливается под землю под своей собственной тяжестью, но, к сожалению, не лучше дела обстоят и внутри. В этом мрачном подъезде можно вполне снимать фильмы о лихих 90-х, но камера не способна передать невероятный запах сырости и затхлости, который здесь, кажется, воцарился уже навсегда.
Жительница п. Бискамжа Надежда Тюдешева:
- Обваливаются потолки, зеленеют все вещи, вот так вот прямо все: обувь, все покрывается зеленью. Также отваливаются стены, осыпаются, печка вся разваливается... Как бы все... сыро... очень сыро. Про туалет я уже молчу: там практически стены уже все как бы сгнили.
Надежда Тюдешева проживает в этом доме вместе с двумя детьми. Увы, она далеко не единственная, кто вынужден мириться с такими непростыми условиями жизни. Впрочем, справедливости ради надо заметить: местные власти сложа руки не сидят. В 2016-ом удалось предоставить 48 новых квартир.
Федеральная программа по переселению из ветхого жилья стала серьезным подспорьем. В этом году она была продлена и должна охватить жилой фонд, признанный аварийным в период с 1 января 2017-го по 1 января 2021-го года. Бискамжинский поселковый совет своевременно подготовил документацию на расселение пяти домов, в том числе новое жилье получит и Надежда Тюдешева.
Глава Бискамжинского поссовета Татьяна Форналь:
- Нам, конечно, очень повезло, что президент продляет такие программы по ветхому жилью, и мы как-то рискнули и признали аварийные, и думаем еще продлят эту программу, поэтому снова будем признавать аварийными дома следующие уже. Все вопросы они решаемы - только надо работать.
Ветхие прогнившие дома - одна из самых крупных социальных проблем современной России: и федеральный центр, и регионы, и муниципалитеты, казалось бы, должны решать ее сообща. Яркий тому пример - Бискамжа, где в ближайшие годы строители возведут почти 1800 кв. м жилья.
А вот судьба многочисленных бараков республиканской столицы так и остается висеть в воздухе. К примеру, только в трех домах на улице Буденного сейчас проживает больше полутора сотен абаканцев, которые уже потеряли всякую надежду на улучшение условий.
Жительница Абакана Валентина Соколова:
- Мы вот тут как будто, вроде бы, и в городе живем, а сдвигов никаких. Мне вообще почему-то кажется, что во время Булакина все равно что-то как-то двигалось, а сейчас, мне кажется, это вообще застойное болото.
Абаканская администрация привыкла перекладывать вопрос расселения ветхих домов в частные руки, отмечают эксперты. Застройщики сносят аварийный жилой фонд по договору комплексного развития территорий. Однако станут ли инвесторы вкладывать деньги в те же дома на улице Буденного? Этот вопрос так и остается без ответа.
Корреспондент РТС Аскар Артамонов